Внимание, мошенники!

 МОЛОДЁЖНЫЙ ПРАВОВОЙ ВЕСТНИК ПОЛИЦИИ (ВЫПУСК №8)

 

Помогите своим пожилым родственникам!

 

                Уже не один десяток жителей Суздальской земли (в том числе и с образованием, с высоким социальным положением) стали жертвами телефонных мошенников, по собственной инициативе переведя им весьма не малые суммы. И процесс отъёма денег у добропорядочных граждан продолжается. Так совсем недавно пенсионерка, жительница Суздаля, была введена в заблуждение мошенниками. Следуя наставлениям «доброжелателей», в двух банках Суздаля и Владимира(!) женщина взяла кредиты на общую сумму более 700 тысяч рублей и переправила все деньги преступникам!

                Престарелые люди доверчивы, мало пользуются интернетом, почти не слышали о современных способах мошенничества и зачастую имеют проблемы с памятью. Все это ослабляет их контроль за ситуацией и не позволяет быть настороже, даже если они что-то слышали о популярных схемах "развода". Кроме того, с возрастом человек становится все более сентиментальным, невнимательным. Этим и пользуются  злоумышленники.

                Вы же, молодое поколение, в совершенстве владеете современными гаджетами, много общаетесь со сверстниками, быстро узнаёте актуальные новости, в том числе и связанные с современными видами мошенничества.

Поэтому именно вы можете помочь своим родным: родителям, дедушкам и бабушкам, пожилым родственникам – защититься от современных мошенников. Время от  времени интересуйтесь, насколько безопасно они пользуются банковскими картами, доводите до них информацию о самых новых способах мошенничества. Напоминайте им, что в любой нестандартной ситуации вы готовы быть их консультантами и помощниками. Возьмите над своими родственниками шефство. Не сомневайтесь, близкие люди всегда найдут способ отблагодарить вас за искреннюю помощь!

                Надеемся, что приведённая ниже информация поможет вам давать компетентные рекомендации своим близким. Успехов вам в очень благородном деле!

 

Мошенничество с банковскими картами

                 Несмотря на то, что банки уверяют своих клиентов в надёжности и безопасности использования пластиковых карт, мошенники находят новые способы незаконного списания средств. По данным ЦБ РФ за 2018 год злоумышленники вывели с карточных счетов 1,3 миллиарда рублей, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель за предыдущий период. В данной публикации собраны распространённые схемы мошенничества с банковскими картами, зная которые, можно предотвратить хищение средств со своего счёта.

                 Обмануть или взломать банковскую систему безопасности достаточно сложно, поэтому преступники стараются любыми способами выманить информацию о карте у самого держателя. Для достижения своей цели они используют все доступные ресурсы — телефон, интернет-сайты, онлайн-банк, мобильный банк и прочие каналы.

По телефону

                 Данный вид мошенничества имеет множество вариантов, которые объединяет то, что владельцу карты звонят с незнакомого номера и под любым предлогом просят сообщить её реквизиты. В большинстве случаев злоумышленники используют следующие схемы. Выигрыш в лотерею. Преступник представляется менеджером известной компании и сообщает, что клиент стал победителем розыгрыша. Для получения вознаграждения необходимо срочно выслать реквизиты своей банковской карты. Звонок из службы безопасности банка. Фальшивый «сотрудник» извещает клиента о том, что его карту пытались взломать и просит уточнить данные для исправления ситуации. Телефонные мошенники всегда говорят уверенно, имеют хорошо поставленный голос, а на любой вопрос клиента имеют заранее подготовленный ответ.

Через СМС

                Эта схема имеет много общего с предыдущим способом. Разница заключается в том, что ложная информация приходит в тексте СМС-сообщения. Рассылка осуществляется с незнакомого номера, но мошенники подписываются известной компанией. Распространённый пример подобных фейковых сообщений: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по номеру +7926ХХХХХХХ. Ваш Сбербанк». Если клиент не реагирует, то преступники могут прислать повторное СМС с угрозой взыскания штрафа или комиссии. Перезвонившего просят сообщить данные карты, провести манипуляции в банкомате или интернет-банке.

Через мобильный банк

                Услуга «Мобильный банк» позволяет совершать операции с помощью СМС-команд. Чтобы перевести средства другому клиенту, достаточно отправить сообщение на короткий номер банка с того телефона, который привязан к карте. Мошенники используют данную опцию в случаях, когда телефон был утерян владельцем. До момента блокировки SIM-карты любой человек может списать деньги с карточки с помощью СМС-команд, перечень которых размещён на сайте любого банка. Еще один вариант: клиент отказался от услуг конкретного сотового оператора и не отключил мобильный банк. В этом случае номер телефона попадёт в руки нового абонента, который может оказаться мошенником и списывать деньги посредством СМС-команд. Благодаря использованию мобильного банка злоумышленник также легко вычислит, в какой организации владелец телефона открыл карту.

Мошенничество с переводом денег на карту

                 Преступники не всегда преследуют цель узнать реквизиты карты. Самый простой способ незаконного обогащения — это убедить клиента в том, что он должен перевести деньги самостоятельно. Злоумышленники предлагают приобрести товары по выгодной цене и требуют перечисления аванса или всей суммы. Некоторые мошенники выступают в роли фиктивных компаний, которые предлагают удалённую работу в интернете с хорошим заработком. Соискателю необходимо лишь подтвердить серьёзность своих намерений и перевести определённую сумму на счёт или карту работодателя. Распространённой схемой аферистов также является «помощь родным». Данный способ чаще всего применяется в отношении пожилых людей, которым звонят и сообщают о том, что их близкие попали в беду. Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов или медицинскими работниками. Они настоятельно требуют перевести деньги, угрожая необратимыми последствиями для жизни и здоровья близких.

 

Мошенничество на Авито

                Обычно мошенник звонит автору объявления о продаже чего-либо и представляется заинтересованным покупателем. Продавец сообщает злоумышленнику номер своей карты для перевода средств в счёт оплаты товара. Фиктивный покупатель входит в интернет-банк по номеру карточки и списывает деньги со всех счетов. Для доступа требуется одноразовый СМС-пароль, который мошенник с помощью различных уловок выманивает у продавца. Последний этап может отличаться в зависимости от цели преступника. Некоторые хотят узнать конфиденциальные реквизиты карты, другие — просят провести определённые манипуляции через банкомат для подтверждения платежа. В банкомате клиент под руководством мошенника подключает к своей карте посторонний номер телефона, после чего злоумышленник получает доступ к личному кабинету и мобильному банку.

Через интернет

                 Такой вид мошенничества называется фишинг. Аферисты создают поддельный сайт популярного интернет-магазина или онлайн-банка, который внешне похож на оригинал, а его URL-адрес отличается от подлинного одним символом. Для оплаты покупки или входа в систему пользователь вводит на фиктивной странице конфиденциальные данные, которые попадают в руки злоумышленников. Ссылки на фишинговый сайт под видом акций и спецпредложений мошенники отправляют клиентам на электронную почту, в онлайн-мессенджеры или социальные сети.

Другие способы

                 Помимо описанного выше, третьи лица воруют деньги с карт при помощи вирусного программного обеспечения. Вредоносная программа под видом полезного приложения устанавливается на компьютер, планшет или смартфон клиента. Её основное предназначение — украсть данные карты или перенаправить пользователя на фишинговый сайт. Другой популярный вид мошенничества — сговор с сотрудниками банка или предприятий торговли. Кассир может зафиксировать данные карты (например, провести её через скиммер) и передать их посторонним лицам.

Самые распространённые схемы мошенничества в 2020 году

                В связи с развитием новых технологий меняются и виды краж с банковских карт. В 2020 году с фактами мошенничества всё чаще сталкиваются владельцы пластика с опцией бесконтактных платежей. Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить её к терминалу. Ввод ПИН-кода не требуется, если сумма не превышает 1 000 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено. Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту у клиента. Если в общественном транспорте поднести устройство к сумке или карману владельца, то средства спишутся. Для этих целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам. Также в текущем году злоумышленники продолжают активно использовать фишинг в социальных сетях и онлайн-мессенджерах. Наибольшую выгоду мошенникам приносят махинации через Авито, с помощью которых они получают доступ в онлайн-банк.

Телефонные мошенники вышли на новый уровень

                 Сегодня выбранной жертве может позвонить не только «сотрудник банка», но и «сотрудник полиции», «помогающий» в настоящее время банку бороться с атакой мошенников. При сверке номеров, с которых вам звонили, может оказаться, что эти  номера действительно принадлежат конкретному учреждению или силовой структуре. Все дело в современных технологиях телефонии SessionInitiationProtocol (SIP) и PrimaryRateInterface (PRI), ISDN-связи, которыми пользуются практически все операторы коммутационной связи, а также ряд других возможностей и функций, доступных в смартфонах. Такая совокупность дает возможность воспользоваться подменой номера, которую не заметит рядовой пользователь.

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОБМАНА?!

 

Предупредите родных, что необходимо обязательно обращать внимание на поступающие звонки от популярных организаций и компаний (в том числе и силовых структур). Надо самому перезвонить на официальный номер этой организации.

ПРИ ПЕРЕЗВОНЕ ВЫ УЖЕ ПОПАДАЕТЕ НА ИХ РЕАЛЬНЫЙ НОМЕР и сможете уточнить информацию. Вы точно узнаете, действует ли то предложение, о котором вам только что сообщал звонивший. Вероятнее всего, вам скажут обратное.

Будьте осторожны! Не стоит доверять сомнительным щедрым предложениям. Помните: бесплатным бывает сыр в мышеловке!

 

Куда обращаться в случае хищения средств?

                После выявления факта незаконного списания денег с карты необходимо срочно её заблокировать и обратиться в ближайшее отделение банка-эмитента. Дальнейшая процедура включает следующие этапы: Клиент пишет заявление о несогласии с конкретной расходной операцией. Банк проводит служебное расследование по факту хищения средств. В установленные сроки (до 30 дней) владелец карточки уведомляется о решении. Банк может вернуть деньги только в том случае, если пользователь не нарушал правила безопасности, то есть добровольно не сообщал конфиденциальную информацию третьим лицам. Независимо от решения эмитента, владелец карточки имеет право обратиться в правоохранительные органы и написать заявление о краже денег.

Ещё раз о ключевых правилах безопасности

 

                Объясните родным и сами помните, что соблюдая элементарные правила, можно обезопасить себя от потерь, ненужных разбирательств с банком и плохого настроения.

1. Никогда и никому не сообщайте ваши персональные данные, а также данные карты, CVV-кода (трехзначный код на оборотной стороне) или проверочный код из СМС.

2. Если вам звонят с предложением перечислить деньги (субсидию, пенсию, государственную поддержку), не торопитесь радоваться. Лучше проверьте сами, положена ли вам такая выплата, и оставьте заявку на официальных ресурсах.

3. Никогда не торопитесь с ответом и не бойтесь положить трубку, ведь второпях вами правят эмоции, а не разум! Перезвоните сами в банк или родственникам/друзьям, чтобы убедиться, что все в порядке.

                Всё выше сказанное вам необходимо довести до сведения ваших пожилых родственников. Причём рассказать надо «своими словами», чтобы собеседник понял суть информации и  запомнил её. Они должны уяснить, что без их участия отъёма их денег не произойдёт!               

 

Советы специалистов по защите своей карты

                И сами не забывайте вот о чём. Чтобы обезопасить себя от действий мошенников, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: не сообщать конфиденциальные данные карты третьим лицам (срок, CVV-код и ПИН-код); подключить услугу СМС-уведомлений для контроля за счётом; ПИН-код хранить отдельно от карточки и прикрывать рукой клавиатуру банкомата или терминала в момент его ввода; установить расходные лимиты в интернет-банке или мобильном приложении; никогда никому не сообщать код из СМС для подтверждения операции, которую клиент не совершал (сотрудники банка не вправе запрашивать данную информацию); немедленно блокировать карту в случае утраты, кражи или захвата её банкоматом, а также при утере телефона с привязанным номером.

Ежедневно злоумышленники изобретают новые способы хищения средств с банковских карт, поэтому невозможно предугадать все сценарии развития событий. Однако при соблюдении указанных элементарных мер безопасности любой пользователь сможет предотвратить нанесение ущерба от действий мошенников.

                Ребята, отнеситесь серьёзно к поднятой в этом «Вестнике» теме, не рассчитывайте, что беда обойдёт ваших близких. Не дайте мошенникам шанс поживиться чужими средствами, окажите преступникам действенный отпор!